ФГТ и ФГОС
для дошкольного образования
На официальном сайте Министерства образования и
науки Российской Федерации опубликован проект
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
ФГОС дошкольного образования разрабатывается
впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившем в силу 1
сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный государственный образовательный
стандарт включает в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ
(в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы
и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям;
3) результатам освоения основных
образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС
дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение
образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к
результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования
сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой
культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.
Стандарт должен нормативно обеспечить
государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении
дошкольного образования.
Стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем
развитии человека;
социокультурное разнообразие детства;
возрастные закономерности и индивидуальные
особенности развития детей;
потребности, особенности и возможности
детей с ограниченными возможностями здоровья;
возможность профессиональной поддержки
индивидуального развития ребенка.
- Что такое «образовательный стандарт» для
дошкольников?
- Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе
мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что
стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в
которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не
его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного
образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство
стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.
Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом,
педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш -
детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная
матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере
дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это
поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации
содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
- Стандарт может быть разнообразным?
- Дошкольное детство должно быть разнообразным.
Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и
программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие
родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его
внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При
этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не
утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все
более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между
ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.
ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К РЕБЕНКУ
- Стандарт дошкольного образования обеспечит
одинаковую для всех подготовку к первому классу?
- Не ребенок должен быть готов к школе, а школа
- к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом
классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят -
действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... Дети
всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни
заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того,
какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле
зависеть жизнь общества.
- А как быть, если кто-то из родителей будет не
согласен с предложенным государством видением детства?
- Мы предлагаем систему навигации, систему
ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь
такие риски, а тут осторожно - мины. Все эти навигационные предупреждения надо
обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали
такие наглые, в хорошем смысле, дерзкие. Я тысячу раз привожу простой пример,
который стал шоком в моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина
ребенку, он приставил свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту
картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув
губки, отбросил книгу. Когда уже к 2,5 - 3 годам дети приобщаются к
информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они
становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в
которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными
людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт.
Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству.
- Дошкольники теперь будут больше учиться?
- Для ребенка нужны игры, через которые он
сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и
письме войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие
соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество,
диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск стандарта
дошкольного образования - сделать его по образу и подобию школьного, надвинуть
формы школьной жизни на дошкольное детство.
ЕГЭ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НЕ БУДЕТ
- Как проверить, освоил ребенок этот стандарт
или нет? Ввести тестирование перед первым классом?
- Никаких оценок академических достижений
ребенка 4 - 5 - 6 лет! По сути дела, на основании стандарта мы должны оценивать
условия, проектируемые для развития детей, а не самих детей. Отсюда никаких
форм тестирования, в том числе Единого государственного экзамена для малышей не
будет.
- По сути, вы пытаетесь предложить единую
модель, которая устроит родителей, учителей начальной школы, воспитателей в
детсадах и пойдет на благо самим детям. Это все можно совместить?
- Мы должны сделать так, чтобы каждый из тех, о
ком вы говорите, должен участвовать в переговорах ради развития своего ребенка.
Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок,
почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда
ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которых он не
задавал. Стандарт начальной школы уже изменен на стандарт развития, в котором
ребенок проходит разные формы проектной деятельности, оставаясь исследователем.
Сегодня сознание учителя начальной школы меняется. Он становится также
профессионалом по развитию детства.
- А кто готовит стандарт дошкольного
образования? Могу я где-то ознакомиться с проектом и, как родитель, внести свои
замечания и предложения?
- Подготовкой стандарта занимаются эксперты и проектировщики,
психологи разных групп, социологи, педагоги, управленцы, причем часто у них
противоречивые взгляды. Мы все ищем стратегию согласия. Наши обсуждения не
тайна за семью печатями. Мы открыты к обсуждению всех вопросов. Все материалы
стандарта начиная с июня будут вывешиваться на сайте Федерального института
развития образования (www.firo.ru), а также на портале Министерства образования
и науки (Минобрнауки РФ). Этим летом запланировано несколько широких обсуждений
проекта. И только если мы сможем
договориться и между собой, и с обществом, с 1
сентября начнется осторожная апробация стандарта в ряде регионов России.
У в а ж а е м ы е р о д и т е л и!
Федеральные
государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной
общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом
Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в истории
российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к
разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
В настоящее время перед
всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых
образовательных программ –
основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15,
32 «Закона об образовании»).
На современном этапе
развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными
требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо
набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества
ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
ФГТ
устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.
Новые представления о
содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ,
заключаются в следующем:
1)
если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые
соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь
идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура»,
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
2) акцент со
знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие
«качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность» и т.п.;
3) решать
поставленные цели и задачи предлагается:
– максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания»
сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на
комплексно-
тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;
– в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей
(смещён акцент с занятий).
Отказ от учебной модели
в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к
новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря,
обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
В первую очередь ФГТ определяют структуру
основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП,
Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения
обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Основная
образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
рассматривается вФГТ как
модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного
процесса, учитывающая вид ДОУ и приоритетные направления его
деятельности.
Программа должна
определять содержание и организацию образовательного процесса для детей
дошкольного возраста и быть направлена на:
- формирование их
общей культуры,
- развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств,
- формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность,
- сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
- коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
В соответствии с ФГТ
основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух
частей:
1) обязательной
части;
2) части, формируемой
участниками образовательного процесса.
Обязательная часть
Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она
обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый
и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных
общеобразовательных программ начального общего образования. В группах
компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы
включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Обязательная часть
Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная
записка;
2) организация
режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3) содержание
психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных
областей
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Музыка»;
4) содержание
коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые
результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
6) система
мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Вторая часть
Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна
отражать:
1) видовое
разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том
числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в
общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических,
профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому,
социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому
развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья);
2) специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по
усмотрению образовательного учреждения от
65% до 80% всего
времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым
пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и
потребностей).
Объём обязательной части Программы также
определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени,
необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками
образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
Коротко: ФГТ по
дошкольному образованию
Определяют структуру
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и
соотношение частей.
«Цементирующей» основой
содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4
направления, соответствующие основным линиям развития
ребенка:
1.
Направления развития (4)
- Физическое
развитие
-
Познавательно-речевое
развитие
-
Художественно-эстетическое
развитие
-
Социально-личностное развитие
2.
Образовательные области (10)
- физическая культура,
здоровье
- познание,
коммуникация, чтение художественной литературы
- музыка,
художественное творчество
- социализация, труд,
безопасность
Образовательные
области предусматривают следующие виды детской деятельности:
-двигательная
деятельность (активность) («Физическая культура»);
-игровая
(«Социализация»)-ведущий вид деятельности!
-трудовая («Труд»);
-восприятие
художественной литературы («Чтение художественной литературы»);
-коммуникативная
(«Коммуникация»);
-познавательно-исследовательская и
продуктивная конструктивная («Познание»);
-музыкально-художественная
(«Музыка»);
-продуктивная
(Художественное творчество»).
ФГТ определяют 2-х
частную модель организации образовательного процесса:
1) "Совместная
деятельность взрослого и детей";
2)
"Самостоятельная деятельность детей"
ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и
промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных
качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет,
освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20
июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных
государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования"
вступил в силу
2 декабря 2011 г.
|